ПОЛИТИКА

ООО «Цифровые решения регионов»

по противодействию коррупции

(редакция №2)

1. Общие положения

1.1. Политика ООО «Цифровые решения регионов» (далее – Общество) по противодействию коррупции (далее – Политика) определяет основные цели, задачи, меры и направления системы противодействия коррупции в Обществе.
1.2. Политика является частью системы управления комплаенс-риском и устанавливает управленческие и организационные основы предупреждения коррупции, в том числе в отношениях с физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами, Банком России, должностными лицами и иными лицами, а также мер по минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
1.3. Политика разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе /1/, применимыми нормами международного права, в том числе /2/, /3/, /4/, международными стандартами /5/ и /6/, рекомендациями /7/, /8/, /9/, а также с учетом лучших российских и зарубежных принципов и практик, в том числе /10/, /11/, /12, /13/.
1.4. Политика направлена на формирование у всех работников Общества единообразного понимания сути коррупционных действий, их форм и проявлений с целью предотвращения, пресечения ситуаций и действий, которые могут нарушить требования законодательства Российской Федерации и применимых норм международного права в области противодействия коррупции.
1.5. Общество и его работники не вправе уклоняться от соблюдения положений Политики посредством привлечения контрагентов, включая консультантов, агентов, или иных третьих лиц к осуществлению действий, нарушающих положения Политики.
1.6. Политика является основой для построения и функционирования системы противодействия коррупции в Обществе, разработки Обществом иных внутренних нормативных документов (далее – ВНД) в области противодействия коррупции.

2. Цели и задачи системы противодействия коррупции

2.1. Основными целями системы противодействия коррупции являются профилактика, выявление, предотвращение и минимизация случаев коррупционных действий работников.
2.2. Основными задачами системы противодействия коррупции являются:
· установление принципов и правил противодействия коррупции в Обществе;
· формирование у работников Общества, его клиентов, контрагентов, партнеров, акционеров (участников), инвесторов и других лиц единого понимания принципов и правил противодействия коррупции, применяемых в Обществе;
· создание эффективных механизмов, процедур, контрольных и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции и минимизацию рисков вовлечения Общества, его работников в коррупционную деятельность;
· формирование культуры этичного поведения и нетерпимости ко всем проявлениям коррупции, в том числе единого стандарта антикоррупционного поведения среди работников;
· интегрирование антикоррупционных принципов в стратегическое и оперативное управление на всех уровнях деятельности Общества;
· информирование органов управления Общества о коррупционных правонарушениях и мерах, принимаемых в целях противодействия коррупции;
· обеспечение применения мер ответственности за коррупционные правонарушения.

3. Коррупционные действия

3.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и применимыми нормами международного права в области противодействия коррупции в целях Политики коррупционными являются действия, указанные в п. 3.2 Политики, совершенные:
· в отношении Общества либо от имени или в интересах Общества в отношении третьих лиц, в том числе должностных лиц, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, их работников, служащих государственных и муниципальных органов, Банка России, членов органов управления и представителей юридических лиц;
· независимо от цели, включая упрощение административных, бюрократических и прочих формальностей (в том числе платежи за упрощение формальностей) и иных процедур в любой форме, обеспечение конкурентных и иных преимуществ, сопряженных с коррупционными действиями;
· прямо или косвенно;
· лично или через посредничество третьих лиц;
· в любой форме, в том числе в форме обещания/предложения/требования/просьбы/ получения/предоставления/разрешения предоставления денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
3.2. Коррупционными действиями, совершенными в отношении, целях, формах и способами, указанными в п. 3.1 Политики, являются:
· дача и получение взятки за совершение действий/бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия/бездействие входят в служебные полномочия взяткополучателя либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям/бездействию, а равно за общее покровительство или попустительство по службе;
· посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и/или взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки;
· обещание или предложение посредничества во взяточничестве;
· коммерческий подкуп, то есть незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий/бездействие в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия/бездействие входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям/бездействию;
· посредничество в коммерческом подкупе, то есть непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа;
· обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе;
· незаконная передача арбитру (третейскому судье), работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий/бездействие в интересах дающего или иных лиц;
· провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, то есть попытка передачи лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа;
· предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие/ бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки;
· подкуп служащих Банка России, то есть предоставление или обещание предоставить таким служащим любую финансовую или иную выгоду/преимущество с целью повлиять на исполнение ими служебных обязанностей, чтобы получить/удержать бизнес, обеспечить конкурентные или иные преимущества для Общества или нарушить порядки и процедуры, установленные законодательством Российской Федерации;
· использование членами органов управления, работниками Общества для себя или в пользу третьих лиц возможностей, связанных с должностным положением и/или полномочиями, для получения финансовой или иной выгоды/преимущества, не предусмотренной законодательством Российской Федерации и/или ВНД Общества;
· иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам Общества, государства и общества, в целях получения финансовой либо иной выгоды/преимущества.
3.3. Работникам Общества запрещено совершать любые действия, указанные в п. 3.2 Политики.

4. Основные меры и направления системы противодействия коррупции

В Обществе действует система противодействия коррупции, которая выражается в деятельности органов управления, работников Общества в пределах своих полномочий по:
· формированию у работников нетерпимости к коррупции в любых её формах и проявлениях (принцип нулевой толерантности);
· формированию корпоративной и социальной ответственности в области противодействия коррупции;
· профилактике коррупционных правонарушений;
· минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
· обеспечению привлечения к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения.
Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в Обществе применяются следующие основные меры:
· доведение положений Политики до всех работников Общества;
· проведение обязательного обучения с последующим тестированием работников на знание и понимание основных положений Политики;
· привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения;
· проведение оценки коррупционных рисков, в том числе путем выявления областей, видов деятельности и бизнес-процессов Политики, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер;
· проверка экономической обоснованности проектов, сделок и операций в областях, видах деятельности и бизнес-процессах Политики, наиболее подверженных коррупционным рискам;
· ведение полного и достоверного учета и документирование всех платежей, совершаемых Обществом;
· проведение антикоррупционной экспертизы ВНД и организационно-распорядительных документов (далее – ОРД) Общества и планируемых к заключению договоров, контрактов и соглашений;
· проведение оценки и обработка любой поступающей информации о намерениях и фактах совершения коррупционных правонарушений или любых случаях обращения к работникам в целях их склонения к совершению коррупционных правонарушений;
· установление правил и ограничений по обращению с подарками и знаками делового гостеприимства, а также в отношении представительских расходов;
· установление принципов раскрытия информации о конфликтах интересов, механизмов принятия управленческих решений и норм поведения работников в случаях возникновения конфликта интересов;
· оценка конфликта интересов, в том числе потенциального, (далее – конфликт интересов) кандидатов при приеме на работу, а также работников Общества;
· предъявление соответствующих законодательно определенных и/или установленных ВНД Общества требований к кандидатам на руководящие должности;
· установление процедур оценки, анализа и отбора контрагентов Общества, а также правил взаимодействия с ними;
· открытость и публичность деятельности Общества (с учетом ограничений, связанных с распространением конфиденциальной информации).
Руководство Общества и руководители подразделений Общества при оценке, поощрении и перемещении работника учитывают информацию о длительном, безупречном и эффективном выполнении работником своих обязанностей с учетом установленных в Обществе требований по противодействию коррупции, а также добросовестном выполнении им других процедур комплаенс и этических норм ведения бизнеса.
4.1. Организация работы «Горячей линии комплаенс»
4.1.1. Общество обеспечивает функционирование «Горячей линии комплаенс»– безопасного и конфиденциального канала, работающего в режиме 24/7 и предназначенного для сообщения работниками Общества и третьими лицами (в том числе клиентами, контрагентами, партнерами Общества) информации о нарушениях в области комплаенс , в том числе информации о:
· нарушениях положений ВНД и ОРД Общества в области противодействия коррупции;
· подозрениях, намерениях и/или фактах совершения коррупционных действий работниками Общества;
· бездействии работников Общества, способствующем совершению коррупционных действий;
· фактах обращения к работникам Общества каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
4.1.2. Общество гарантирует реализацию следующих основных принципов функционирования «Горячей линии комплаенс»: конфиденциальность (п. 4.1.4), анонимность (п. 4.1.5) доступность (информированность о наличии и возможность беспрепятственно направить обращение), непрерывность работы (прием обращений в режиме 24/7), беспристрастность (п. 4.1.6), оперативность (оперативный первичный анализ и регистрация обращений), добросовестность и отказ от преследования (п.п. 4.1.8, 4.1.9).
4.1.3. При появлении у работника Общества информации, указанной в п. 4.1.1 Политики, ему необходимо сообщить об этом на «Горячую линию комплаенс».
4.1.4. Заявитель, раскрывший сведения о себе при обращении, остается неизвестным для всех, кроме лиц, уполномоченных на регистрацию и проверку его обращения.
4.1.5. Общество обеспечивает всем заявителям возможность направления на «Горячую линию комплаенс» анонимного обращения (не содержащего сведений, по которым можно идентифицировать заявителя), а также гарантирует рассмотрение таких обращений при условии достаточности полученной информации для проведения проверки фактов/обстоятельств, изложенных в обращении.
4.1.6. Информация, направленная на «Горячую линию комплаенс», принимается к рассмотрению независимо от должностного положения лица, направившего обращение, а также лица, в отношении которого она направлена.
4.1.7. Срок рассмотрения обращения, поступившего на «Горячую линию комплаенс», и предоставления обратной связи заявителю, как правило, составляет не более 30 календарных дней. В случае проведения дополнительной проверки/служебного расследования он может быть увеличен.
4.1.8. Общество гарантирует, что заявитель не будет подвергнут санкциям и иным неблагоприятным последствиям, если обращение было сделано им добросовестно без злого умысла, но содержащаяся в нем информация не получила подтверждения по результатам рассмотрения обращения. Однако если будет установлено, что такое обращение сделано работником Общества со злым умыслом, как заведомо ложное (например, с целью причинить вред, оклеветать, получить какие-либо преференции или избежать ответственности), то к такому работнику будут применены меры воздействия в соответствии с применимым законодательством и/или ВНД и ОРД Общества. Также не будет подвергнут санкциям и иным неблагоприятным последствиям обратившийся работник, который отказался участвовать в коррупционных действиях, даже если такой отказ повлек экономический ущерб для Общества, в том числе в виде неполучения конкурентных или иных преимуществ.
4.1.9. Руководителям всех подразделений Общества запрещается препятствовать или ограничивать работников Общества в использовании «Горячей линии комплаенс» и/или подвергать работников Общества, обратившихся на «Горячую линию комплаенс», каким-либо санкциям и иным неблагоприятным последствиям, включая понижение в должности, увольнение, лишение/снижение премии, проявление предвзятости в принятии каких-либо решений в отношении них, осуществление преследования таких работников в любой форме. В случае применения к работнику Общества, обратившемуся на «Горячую линию комплаенс», санкций или иных неблагоприятных последствий он может сообщить об этом на «Горячую линию комплаенс».
4.1.10. Общество предоставляет следующие способы обращения на «Горячую линию комплаенс» Общества:
· обращение на адрес электронной почты corruption@sberintegro.ru ;
4.1.11. Процесс и порядок рассмотрения обращений, поступивших на «Горячую линию комплаенс» Общества, а также участники, их функции и полномочия определены в ВНД Общества.
4.2. Антикоррупционные меры в ходе взаимодействия с клиентами, контрагентами и партнерами
4.2.1. Общество ожидает от своих клиентов, контрагентов, партнеров, представителей, членов органов управления и работников соблюдения принципов, требований, ограничений, запретов и обязанностей в целях противодействия коррупции, которые закреплены в договорах/контрактах/соглашениях Общества с ними, распространяющихся на них ВНД и ОРД Общества, либо прямо вытекают из требований применимого законодательства, в том числе национального законодательства страны регистрации и/или осуществления деятельности указанных лиц, и из применимых норм международного права.
4.2.2. Общество прилагает разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах усилия для минимизации риска нарушения применимого законодательства и применимых норм международного права в области противодействия коррупции при установлении деловых отношений с клиентами, контрагентами и партнерами, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность. В этой связи Общество:
· осуществляет проверку деловой репутации потенциальных контрагентов, их руководителей, акционеров (участников) и бенефициарных владельцев в установленном в Обществе порядке, в том числе на предмет толерантности к коррупции;
· информирует потенциальных клиентов, контрагентов и партнеров о принципах и требованиях в области противодействия коррупции, в том числе посредством включения в установленных случаях антикоррупционных оговорок в заключаемые Обществом договоры, контракты и соглашения и иные аналогичные документы с указанными лицами, а также путем размещения информации на официальном сайте Общества;
· принимает во внимание готовность потенциальных контрагентов и партнеров соблюдать принципы и требования в области противодействия коррупции, а также оказывать взаимное содействие в целях выявления, предупреждения и предотвращения коррупционных правонарушений во взаимоотношениях.
4.2.3. Общество может не устанавливать, ограничивать или прекращать сотрудничество с контрагентами и партнерами, практикующими или допускающими в своей деятельности коррупционные правонарушения.
4.2.4. В Обществе запрещается привлечение третьих лиц, в том числе клиентов, контрагентов, партнеров, для совершения действий, которые могут быть расценены как коррупционные или неэтичные.
4.2.5. Работники Общества при установлении и поддержании деловых отношений с клиентами, контрагентами и партерами не должны нарушать ограничений в рамках антикоррупционных мер, публично раскрытых такими лицами на их официальных сайтах в сети Интернет.
4.2.6. Работникам Общества запрещается провоцировать предоставление им незаконного вознаграждения от третьих лиц, в том числе от клиентов, контрагентов и партнеров.
4.2.7. Положения Политики учитываются при установлении Обществом договорных и иных деловых отношений с физическими и юридическими лицами.
4.3. Сообщения о найме бывших государственных и муниципальных служащих
В соответствии с /1/ в случае заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы подразделение Общества, подразделение по работе с персоналом осуществляет уведомление представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ВНД Общества.
4.4. Управление конфликтом интересов
4.4.1. В целях надлежащего управления конфликтом интересов в Обществе разработан отдельный документ /14/, который размещен в свободном доступе на официальном сайте Общества в сети Интернет.
4.4.2. Минимизация и предотвращение риска возникновения конфликта интересов в Обществе реализуется через механизм раскрытия работниками информации о таком конфликте интересов, в том числе:
· при приеме на работу;
· по мере возникновения ситуаций, повлекших и/или способных повлечь возникновение конфликта интересов;
· на ежегодной основе;
· в иных случаях, до наступления событий и/или получения определенного рода информации.
4.4.3. В целях недопущения, предотвращения и урегулирования конфликтов интересов Общество обязано:
· принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;
· раскрывать информацию о возникшем или потенциальном конфликте интересов, как только им станет об этом известно, в соответствии с ВНД Общества;
· минимизировать риск возникновения конфликтов интересов при осуществлении своих трудовых обязанностей.
4.4.4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в:
· изменении круга задач и конкретных поручений, исполняемых в рамках трудовых обязанностей работником, являющимся стороной конфликта интересов;
· отказе работника от выгоды (преимущества), явившейся причиной возникновения конфликта интересов (например, отказ от работы с конкретным клиентом, контрагентом или партнером, отказ от участия в подготовке сделки и т.д.);
· рассмотрении кандидата на трудоустройство в Общество в другое подразделение и/или на другую должность;
· возложении обязанности по обеспечению выполнения мер по предотвращению конфликта интересов на непосредственного руководителя работника, являющегося стороной конфликта интересов;
· изменении трудовых обязанностей работника по согласованию с ним и/или полномочий работника, в том числе изменении круга задач и конкретных поручений, исполняемых работником в рамках трудовых обязанностей.
4.4.5. В ситуации возникновения конфликта интересов Общество ставит интересы клиентов на первое место. В случае возникновения конфликта интересов между работником и Обществом, при невозможности устранения указанного конфликта интересов, приоритет над личными интересами работников имеют интересы Общества.
4.5. Общие правила и ограничения по обращению с подарками и знаками делового гостеприимства
4.5.1. Основные цели, задачи регулирования, правила и ограничения в области получения и предоставления подарков и знаков делового гостеприимства в процессе делового взаимодействия определены в /15/.
4.5.2. Приобретение подарков за счет Общества и их последующее предоставление третьим лицам должны быть надлежащим образом задокументированы, учтены и отражены в бухгалтерской отчетности Общества, в том числе должна быть зафиксирована информация о получателе подарка.
4.5.3. В Обществе установлены перечень запрещенных подарков и знаков делового гостеприимства, а также критерии возможности получения и предоставления подарков и знаков делового гостеприимства, включая поводы получения и предоставления подарков.
4.5.4. Запрещенные подарки, а также подарки, не соответствующие критериям возможности их получения, должны быть в вежливой форме отклонены работниками Общества в момент предоставления им таких подарков.
4.5.5. Работникам Общества ни при каких обстоятельствах не разрешается получать и предоставлять подарки и знаки делового гостеприимства, которые могут повлиять на объективное и беспристрастное принятие решений, выполнение действий/бездействие в отношении клиентов, контрагентов, партнеров, Общества и любых третьих лиц, привести к возникновению обязательств у работников, клиентов, контрагентов, партнеров, а также нанести ущерб деловой репутации Банка/Общества.
4.5.6. При оценке возможности получения/предоставления подарка каждый работник Общества должен руководствоваться следующими критериями:
· соответствие повода очевидному и общепринятому в Обществе;
· подарок и повод для его принятия или предоставления не должны создавать ситуации конфликта интересов, а также наносить ущерб деловой репутации Банка/Общества;
· стоимость подарка не должна превышать лимит, установленный в Обществе;
· отсутствие подарка в перечне запрещенных.
4.5.7. В Обществе предусмотрено уведомление работниками своего работодателя о принятии, отклонении и возврате подарков, а также уведомление о передаче подарков должностным лицам. В Обществе предусмотрено согласование работниками планируемого участия работника по приглашению третьего лица в развлекательном мероприятии/предоставления от имени Общества приглашения третьему лицу на участие в развлекательном мероприятии, а также планируемого участия работников по приглашению третьего лица в образовательных мероприятиях в установленных случаях.
4.5.8. Не допускаются подарки от третьих лиц родственникам или иным близким лицам работника Общества за услуги, решение, действия/бездействие, попустительство или покровительство, предоставление прав со стороны такого работника либо представляющие собой попытку оказать влияние на такого работника с незаконной или неэтичной целью.
4.5.9. В Обществе установлены особые правила и ограничения в части знаков делового гостеприимства при взаимодействии с должностными лицами, а также в отношении получения подарков Руководством Общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5.10. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также должностным лицам. Данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
4.6. Благотворительная деятельность
4.6.1. В Обществе сформирован системный подход к осуществлению благотворительной деятельности, определены участники процесса и основные направления осуществления благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительность не предусматривает оказания рекламных услуг.
4.6.2. Общество оказывает благотворительную помощь целевым группам через некоммерческие организации. Общество не оказывает благотворительную помощь прямо или косвенно коммерческим организациям, политическим партиям и общественным организациям в политических целях и для участия в политической деятельности, иностранным правительственным организациям.
4.6.3. Решение об оказании благотворительной помощи некоммерческим организациям принимается уполномоченными органами Общества.
4.6.4. В процессе реализации благотворительной деятельности осуществляется:
· контроль смет расходов и затрат в целом по Обществу;
· юридическая экспертиза пакета учредительных документов, представляемых некоммерческими организациями, обращающимися в Общество для получения благотворительной помощи;
· проверка подлинности сведений, представляемых некоммерческими организациями, обращающимися в Общество для получения благотворительной помощи;
· экспертная оценка обращений некоммерческих организаций профильными подразделениями Общества, а также, по решению Общества, с привлечением внешних экспертов;
· перечисление на основании договора некоммерческим организациям денежных средств, выделенных в порядке оказания благотворительной помощи Обществом;
· контроль за целевым использованием благотворительной помощи некоммерческими организациями.
4.6.5. В Обществе принимаются меры к тому, чтобы получателем благотворительной помощи являлся добросовестный благотворительный фонд или иная некоммерческая организация и не было оснований полагать, что фонд или иная организация прямо или косвенно управляется для извлечения выгоды, в том числе государственному или муниципальному служащему, или лицам, тесно связанным с ним.
4.7. Спонсорская деятельность
4.7.1. Спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и/или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и/или трансляции теле- или радиопередачи либо создания и/или использования иного результата творческой деятельности в обмен на оказание спонсору рекламных услуг.
4.7.2. Задачи и основные направления спонсорской деятельности Банка определены в соответствующей Политике/ВНД Общества. .
4.7.3. Целесообразность участия Общества в спонсорском проекте определяется в том числе при условии анализа следующих параметров:
· соответствия проекта имиджу Общества;
· соответствия стоимости спонсорского пакета представленным в нем рекламным услугам и нерекламным возможностям;
· соответствия целевой аудитории предполагаемых коммуникационных носителей целевой аудитории Общества;
· опыта сотрудничества с организатором;
· опыта участия в проекте в прошлом;
· предполагаемого количества спонсоров.
4.7.4. Спонсорская деятельность осуществляется Обществом на основании договора возмездного оказания услуг – спонсорского договора. Участвуя в спонсорском проекте, Общество ожидает ощутимую отдачу от потраченных средств. Рекламная поддержка прямо и в соразмерном спонсорскому взносу количестве отражается в спонсорском договоре. По окончании мероприятия спонсируемый отчитывается о предоставленных рекламных площадях в соответствии с условиями спонсорского договора и применимым законодательством.
4.8. Политическая и общественная деятельность
4.8.1. Общество не участвует в деятельности политических организаций и не финансирует их деятельность.
4.8.2. Общество не участвует в деятельности и не финансирует религиозные и иные организации, деятельность которых направлена на распространение религиозных взглядов, вероисповеданий и богослужений.
4.8.3. Работники Общества, принимающие участие в политической, религиозной или иной общественной деятельности, могут выступать в этих случаях исключительно в качестве частных лиц, а не представителей Общества, и только в нерабочее время.
4.8.4. На территории Общества не допускается агитация в пользу какой-либо политической партии или кандидата на политические должности, а также распространение работниками Общества своих политических и религиозных взглядов и убеждений.
4.8.5. Общество не осуществляет взносы в политических целях для некоммерческих организаций, политических партий, кандидатов на политические должности, политических деятелей или аффилированных с ними юридических и физических лиц от имени Общества/Банка или участника Группы.
5. Основные участники системы противодействия коррупции, их функции и полномочия

5.1. Совет директоров Общества:
· утверждает Политику;
· осуществляет общий контроль за противодействием коррупции и мерами, принимаемыми в Обществе в этой области.
5.2. Генеральный директор Общества:
· утверждает ВНД по вопросам противодействия коррупции, за исключением документов, утверждение которых отнесено к компетенции Совета директоров Общества;
· несет ответственность за соответствие деятельности Общества требованиям законодательства в области противодействия коррупции;
· формирует и поддерживает реализацию этических стандартов поведения, в том числе непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции;
· реализует принципы непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, Генеральный директор Общества выступает личным примером этичного поведения в Обществе;
· осуществляет контроль за соблюдением положений настоящей Политики, включая обеспечение эффективного и оперативного решения вопросов другими исполнительными органами в системе противодействия коррупции;
· рассматривает отчеты и принимает решения по вопросам и проводимым мероприятиям в рамках построения системы противодействия коррупции в Обществе.
5.3. Ответственный сотрудник по комплаенс:
· принимает участие во внедрении процедур и мероприятий по противодействию коррупции в Обществе;
· разрабатывает общую методологию и ВНД в области противодействия коррупции в Обществе;
· проводит антикоррупционную экспертизу ВНД и ОРД, договоров, контрактов и соглашений Общества, в том числе на стадии их разработки и согласования, по запросам соответствующих разработчиков;
· уведомляет подразделение безопасности о намерениях или фактах совершения коррупционных действий работниками Общества;
· инициирует и/или принимает участие в проведении служебных расследований и проверок в области противодействия коррупции, а также, при необходимости, привлекает к служебному расследованию/проверке представителей подразделений Общества в рамках их компетенции, а также непосредственного руководителя работника, в отношении которого будет проводиться/проводится служебное расследование/проверка;
· подготавливает обучающие материалы в области противодействия коррупции;
· консультирует работников Общества по вопросам противодействия коррупции;
· выносит на рассмотрение органов управления Общества вопросы, относящиеся к их компетенции;
· разрабатывает рекомендации для представления руководству Общества по устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям среди работников Общества;
· идентифицируют области, виды деятельности и бизнес-процессы с высоким уровнем коррупционных рисков;
· подготавливает и проводит мероприятия, направленные на выявление и пресечение коррупционных действий работников Общества;
· проводит антикоррупционную экспертизу документации по проводимым Обществом закупочным процедурам;
· выступает инициатором служебных расследований/проверок, а также проводит служебные расследования/проверки в рамках своей компетенции;
· взаимодействует с правоохранительными органами в части передачи материалов по выявленным фактам совершения коррупционных действий работниками Общества с целью привлечения их к ответственности в соответствии с применимым законодательством;
· осуществляет мероприятия по ограждению работников Общества от влияния иных лиц, действия которых направлены на организацию коррупционных схем и проявлений в Обществе;
· взаимодействует с Ответственным по комплаенс по выявлению и проверке информации о намерениях или фактах совершения коррупционных действий работниками Общества.
5.4. Подразделение по работе с персоналом:
· обеспечивает ознакомление вновь принятых работников с Политикой при приеме на работу;
· принимает участие в применении дисциплинарных взысканий к работникам за нарушение требований ВНД и ОРД Общества в области противодействия коррупции;
· уведомляет в установленных случаях и порядке при заключении трудового договора или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы.
5.5. Руководители подразделений Общества, непосредственные руководители работников:
· идентифицируют области, виды деятельности и бизнес-процессы с высоким уровнем коррупционных рисков, исходя из объема полномочий и функционала подразделений, вырабатывают и принимают меры по минимизации рисков;
· подают личный пример добросовестного и этичного поведения;
· ориентируют подчиненных работников на безусловное соблюдение положений Политики;
· обеспечивают соблюдение подчиненными работниками положений Политики;
· обеспечивают своевременное прохождение подчиненными работниками обязательных обучающих курсов и программ по вопросам противодействия коррупции;
· инициируют применение дисциплинарного взыскания к подчиненным работникам за нарушение требований ВНД и ОРД Общества в области противодействия коррупции в установленном в Обществе порядке;
· учитывают результаты длительности, безупречности и эффективности выполнения подчиненными работниками своих обязанностей в области противодействия коррупции при оценке их личной эффективности для целей мотивации персонала.
5.6. Все работники Общества:
· неукоснительно соблюдают требования применимого законодательства и применимые нормы международного права в области противодействия коррупции, положения Политики, а также принципы профессиональной этики и этические нормы ведения бизнеса;
· соблюдают принципы, требования, ограничения, запреты и обязанности, установленные в ВНД и ОРД Общества в целях противодействия коррупции;
· при выполнении своих трудовых обязанностей или при осуществлении своей деятельности от имени Общества в любых странах мира соблюдают национальное законодательство (локальное законодательство иностранных государств) и применимые нормы международного права в области противодействия коррупции, а также положения Политики, иных ВНД и ОРД Общества в области комплаенс;
· воздерживаются от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к коррупционным правонарушениям;
· своевременно проходят обязательные обучающие курсы и программы по вопросам противодействия коррупции;
· взаимодействуют с Ответственным сотрудником по комплаенс по всем вопросам противодействия коррупции, в том числе содействуют в получении Ответственным сотрудником по комплаенс необходимых, объективных и достоверных документов, материалов и информации, включая их предоставление по запросу Ответственным сотрудников по комплаенс с соблюдением установленных сроков;
· информируют Ответственным сотрудником по комплаенс о каждом известном им или потенциальном случае нарушения положений Политики и/или сообщают данные факты на «Горячую линию комплаенс»;
· при наличии сомнений относительно допустимости осуществления действий или иных вопросов, касающихся положений Политики, обращаются за разъяснениями к непосредственному руководителю и/или в Ответственному сотруднику по комплаенс.

6. Ответственность

6.1. Все работники Общества, независимо от занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение положений Политики, а руководители также несут ответственность за осуществление надлежащего контроля за действиями (бездействием) подчиненных им работников в части соблюдения положений Политики.
6.2. Любые действия в обход Политики со стороны работников Общества запрещаются и расцениваются как нарушение Политики.
6.3. Общество может быть подвергнут санкциям за коррупционные правонарушения, допущенные его работниками, в связи с чем по каждому разумно обоснованному подозрению или установленному факту такого нарушения проводится служебное расследование/проверка в рамках, допустимых применимым законодательством.
6.4. Работники Общества, признанные в результате служебного расследования/проверки виновными в нарушении положений Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, в соответствии с применимым законодательством и в установленном в Обществе порядке.
6.5. Общество вправе обратиться в суд с требованиями гражданско-правового характера в отношении работника, допустившего коррупционное правонарушение, в случае причинения Общества ущерба в результате такого нарушения.
6.6. Лица, признанные по решению суда виновными в нарушении требований антикоррупционного законодательства, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности в порядке и по основаниям, предусмотренным применимым законодательством.

7. Заключительные положения

7.1. Политика может быть изменена в случае изменения законодательства Российской Федерации или применимых норм международного права, а также с учетом новых тенденций в мировой и российской практике корпоративного поведения. В случае изменения законодательства Российской Федерации до принятия новой редакции Политики настоящий документ действует в части, ему не противоречащей. В случае если отдельные положения Политики войдут в противоречие с нормами национального законодательства, на территории которого зарегистрирован и/или осуществляет свою деятельность Общество, применяются нормы национального законодательства. В случае если отдельные положения Политики войдут в противоречие с традициями, обычаями или чьими-либо представлениями о соответствующих правилах поведения, применяются положения Политики.
7.2. Общество, размещая Политику в свободном доступе на официальном сайте Общества в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции в любых её формах и проявлениях (принцип нулевой толерантности), приветствует и поощряет соблюдение положений Политики всеми работниками Общества, клиентами, контрагентами, партнерами и иными третьими лицами, а также содействует повышению уровня антикоррупционной культуры в обществе и среди работников путем информирования и обучения.
7.3. Общество на основе принципа взаимности сотрудничает с государственными органами, а также с обществами и объединениями, членами которых является Общества, клиентами, контрагентами и партнерами в целях:
· установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных правонарушений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным правонарушениям;
· выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или являющегося средством их совершения;
· координации деятельности по профилактике коррупционных правонарушений;
· обмена информацией по вопросам противодействия коррупции.
7.4. Все работники Общества должны быть ознакомлены с Политикой Общества в соответствии с порядком, действующим в Обществе. Ответственным за организацию ознакомления с Политикой является подразделение по работе с персоналом.

Список терминов и определений


Банк – Публичное акционерное общество «Сбербанк России»; ПАО Сбербанк.
Взнос в политических целях – взнос (в денежной и натуральной форме) для осуществления политической деятельности или проведения политического мероприятия. Денежные взносы могут включать в себя как пожертвования, так и займы, в то время как взносы в натуральной форме могут включать в себя передачу товаров, работ или услуг. В понятие «взносы в натуральной форме» могут включаться подарки, имущественные займы, предоставление услуг, рекламная деятельность, пропагандирующая ту или иную некоммерческую организацию/политическую партию, того или иного кандидата на политическую должность/политического деятеля или аффилированных с ними юридических и физических лиц, покупка билетов на мероприятия по сбору средств, взносы в пользу научно-исследовательских организаций и институтов совместно с указанными организациями или лицами.
Группа – ПАО Сбербанк, а также кредитные и некредитные организации, как определено в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», стандартах МСФО (IAS28, IFRS10), Указании Банка России от 08.10.2018 № 4927-У «Порядок составления и представления отчетности по форме № 0409801 «Отчет о составе участников банковской группы и вложениях кредитной организации в паи паевых инвестиционных фондов».
Должностные лица – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственные служащие (федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации), муниципальные служащие – независимо от занимаемой должности, в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, занимающие должности членов Совета директоров Банка России, служащие Банка России; любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, как это определяется во внутреннем законодательстве иностранного государства и как это применяется в соответствующей области правового регулирования иностранного государства; международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено действовать от имени публичной международной организации; члены исполнительных органов политических партий; кандидаты на должности в государственных органах; близкие родственники указанных выше лиц.
Знаки делового гостеприимства – определение термина в соответствии с /15/.
Клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в Обществе.
Комплаенс-риск – определение термина в соответствии с /16/.
Контрагент – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной по договору с Обществом, и не являющееся клиентом.
Конфликт интересов – определение термина в соответствии с /14/.
Коррупционное правонарушение – совершенное противоправное действие или бездействие, обладающее признаками коррупции.
Образовательное мероприятие – образовательный/информационный курс, семинар, тренинг, учебная сессия, программа, конференция, форум или иное аналогичное мероприятие.
Партнер – физическое или юридическое лицо, имеющее намерение стать контрагентом или клиентом Общества, но на текущий момент не являющееся ни контрагентом, ни клиентом Общества либо сотрудничающее с Обществом без вступления в договорные отношения.
Подарок – любая ценность в материальной или нематериальной форме, которую даритель по собственном желанию и безвозмездно преподносит получателю и за которую отсутствует обязанность платить обычную цену, полученная/предоставленная работником в связи с работой в Обществе или предоставленная от имени и за счет Общества. К формам подарков могут относиться в том числе денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, выгоды и услуги имущественного характера (работы, услуги, оплата развлечений, отдыха, обучения, транспортных расходов, ссуды, скидки, предоставление в пользование имущества, в том числе жилья, вклады, пожертвование и прочее).
Ответственный сотрудник по комплаенс - работник Общества, назначаемый решением Генерального директора ответственным за реализацию системы управления комплаенс-риском Общества.
Подразделение по работе с персоналом – Группа управления персоналом Общества.
Процедура комплаенс – комплекс мероприятий, представляющий собой самостоятельный процесс или встроенный в различные этапы других процессов, должным образом регламентированный и осуществляемый на постоянной основе, направленный на управление комплаенс-риском.
Работник – любое физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Обществом.
Развлекательное мероприятие – любая услуга в форме предоставления приглашений на мероприятия, проводимые в сфере культуры и спорта, как от имени и/или за счёт Общества, предоставленная третьему лицу, так и от имени и/или за счёт третьего лица, предоставленная работнику Общества в связи с выполнением им трудовых обязанностей, сопровождающаяся посещением театров, выставок, концертов, спортивных соревнований и иных мест досуга в форме предоставления приглашений на такие мероприятия, проводимые третьими лицами.
Трудовые обязанности – должностные и/или функциональные обязанности.
Участник Группы – организация, входящая в Группу, за исключением Общества.

Перечень ссылочных документов


1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003.
3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999.
4. Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21.11.1997.
5. Международный стандарт ISO 37001:2016 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством – Требования и руководство по использованию».
6. Международный стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента комплаенс – Требования и руководство по использованию».
7. Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий. Практическое руководство, разработанная Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности.
8. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные Минтрудом России.
9. Меры по предупреждению коррупции в организациях, разработанные Минтрудом России.
10. Руководство по Программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции, принятое Вольфсбергской группой в июле 2017 г. (информационное письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64 «О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ»).
11. Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act).
12. Закон Великобритании «О взяточничестве» (United Kingdom Bribery Act).
13. Закон Франции «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономики» (Sapin II).
14. Политика ООО «Цифровые решения регионов» по управлению конфликтом интересов (в актуальной редакции).
15. Стандарт ООО «Цифровые решения регионов» о порядке обращения с подарками и знаками делового гостеприимства (в актуальной редакции).
16. Политика управления комплаенс-риском ООО «Цифровые решения регионов» (в актуальной редакции).